Суббота, 20.04.2024, 01:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Тихоновой Татьяны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогические чтения, 2013 г.

Возможность профориентационной работы на уроках географии

Тихонова Т.В.

Садово-Архитектурный профессиональный лицей № 113

Санкт-Петербурга

Выбор профессии – один из самых ответственных моментов в жизни человека. Однако не каждый начинает задумываться о дальнейшем выборе  профессии и может самостоятельно принять решение в возрасте 14-15 лет.

В помощь молодежи приходит профессиональная деятельность, проводимая на всех уровнях процесса обучения в учебном заведении. Именно профориентация способствует свободному и самостоятельному выбору профессии, учитывая индивидуальные особенности личности.

Большинство учащихся, окончивших среднюю школу, поступают именно в профессиональные, средние специальные учебные заведения или непосредственно в сферу производства. Поэтому и акцент при проведении профессиональной ориентации учащихся должен быть на рабочие специальности, в которых страна и общество испытывают недостаток.

Успешное формирование профессиональных интересов возможно только совместными усилиями общеобразовательной школы, семьи и предприятий.

Каждый педагог должен быть включен в профориентационную деятельность учебного заведения и хорошо ориентироваться в системе профтехобразования.

Положительные результаты в профессиональной ориентации молодежи напрямую зависят от форм и методов, используемых педагогическим коллективом. Не менее важную роль в профессиональном самоопределении играют и социальные партнеры.

Более подробно хотелось бы остановиться на профессиональной деятельности преподавателей общеобразовательных дисциплин, ведь именно урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, где и формируется отношение личности к себе как субъекту будущей профессии в условиях конъектуры рынка труда.

Одной из разносторонних образовательных дисциплин является география, которая включает в себя сразу три основных направления: физическая, политическая и экономическая, каждая из которых состоит из более узких специализаций. На уроках географии мы часто выбираем темы докладов, выступлений, презентаций по тем направлениям, которые нам интересны с точки зрения будущих наших профессий.

В широком смысле основная цель преподавания географии заключается в

том, чтобы сформировать всесторонне образованную и инициативную личность, обладающую системой взглядов, нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

В соответствии с основной целью преподавание географии базируется на двух главных положениях:

  • во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;
  • во-вторых, - исходит из того, что география представляет собой не только определенную совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.

Стоит отметить, что география – это наука о  Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности. Она преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы.

Известно немало профессий, связанных с географией и все они очень разнообразны. Приведу пример профессий нашего Садово-архитектурного лицея № 113 Санкт - Петербурга - «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», «Цветовод», «Садовод». Эти профессии напрямую связаны с  изучением географии, так как «ландшафтная сфера – это совокупность ландшафтных комплексов, выстилающих сушу, оке­аны и ледниковые покровы». При непосредственном участии или под контролем живых организмов здесь происходит множество процессов, результатом которых становятся специфичные ландшафтные тела, которые не могут воз­никнуть и существовать в каких-либо иных условиях. Это расти­тельный покров и животный мир, почвы, коры выветривания, оса­дочные горные породы, ландшафтные воды и приземный воздух.

Знания из области географии применяют не только специалисты профессий, тесно связанных с географией, но  и в любой сферы  деятельности человека. Что можно проследить в перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования (Приложение 1).

Дело жизни и престижа каждого педагога – привить учащимся любовь к своему предмету. Каждый педагог гордится учащимися, которые пошли по его стопам. Однако важно, чтобы этот выбор соответствовал индивидуальным способностям и возможностям учащегося и потребностям общества, которому в свою очередь необходимы квалифицированные работники. Отсюда особое внимание в профориентационной работе на начально-профессиональные и средние специальные учебные заведения. Что не исключает поступления талантливой молодежи в высшие учебные заведения.

Приложение 1

Перечень

профессий и специальностей среднего профессионального образования, связанных с основным содержанием географии

код

Наименование профессий и специальностей среднего

профессионального образования по укрупненным группам

направлений подготовки и специальностей, направлений

подготовки, профилей направления подготовки

020000

Естественные науки

100000

Сфера обслуживания

021300

Картография и геоинформатика

100119

Флористика

060000

Здравоохранение

080100

Экономика

111100

Зоотехния

100700

Торговое дело

100800

Товароведение

101100

Гостиничное дело

110000

Сельское и рыбное хозяйство

110401

Агрономия

111200

Пчеловодство

111600

Охотоведение и звероводство

112200

Организация фермерского хозяйства

100701

Коммерция (по отраслям)

120000

Геодезия и землеустройство

120105

Аэрофотогеодезия

130400

Горное дело

250109

Садово-парковое и ландшафтное строительство

 

Список литературы:

1. Вершинин С.И., Сурудина Е.А. Как осуществить профессиональный выбор. Методические рекомендации. - М., 2001.

2. Ковалев В. В. Теоретические основы совершенствования географического образования в условиях межпредметной интеграции в школе, 2006.

3. Уткина Л.Н. «Профессии, связанные с географией» / География в школе   

    № 8, 2003
4.   http://минобрнауки. рф

Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz