Практическая работа № 13
Тема: «Выполнение сравнительного анализа факторов, разрушающих здоровье».
Цель работы: установить взаимосвязь между образом жизни учащихся и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье учащихся.
Должен уметь: осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности; определять степень утомления по объективным и субъективным показателям; использовать средства повышения работоспособности в режиме дня.
Должен знать: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.
Ход работы:
- Изучение теоретических основ.
Формирование здорового образа жизни
На сегодняшний момент не просто важно, а актуально знать о здоровом образе жизни, факторах влияющих на его формирование:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- это образ жизни, способствующий профилактике заболеваний и повреждений и обеспечению благополучия.
Здоровый образ жизни обеспечивает каждому человеку хорошее настроение и самочувствие, желание заниматься умственным и физическим трудом, высокую умственную и физическую работоспособность. У человека, ведущего здоровый образ жизни, всегда хороший аппетит и крепкий освежающий сон.
- Первая составляющая ЗОЖ определяется умением правильно распределять свое время, планировать свой режим дня. Режим- это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. Режим школьника подчинен учебе. Он должен в определенное время вставать, идти в школу, выполнять домашние задания, питаться, отдыхать и спать. Ритмичность - один из законов жизни и одна из основ трудовой деятельности. Правильное сочетание умственной и физической работы, чередование нагрузок и отдыха способствуют хорошей успеваемости в школе.
- Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. В последнее время в научной литературе довольно распространенным стало слово гиподинамия. Гиподинамия – это недостаточная физическая нагрузка, выступающая как характерная особенность самого образа жизни. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно – сосудистой системы, причем распространенность этих заболеваний велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, кто мало двигается.
- Планируя свою нагрузку, необходимо помнить об отдыхе. Небольшой отдых должен предшествовать каждому виду работы или занятий.
- Сон- важнейший вид ежедневного отдыха.
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и алкоголя. Алкоголь - внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. Особенно пагубно алкоголь действует на неокрепший, несформировавшийся организм подростка. Разрушительное действие алкоголя в этом возрасте происходит ускоренными темпами. Молодой, развивающийся организм в 6-8 раз быстрее, чем взрослый, привыкает к спиртному.
При деятельности человека в трудных условиях у него может развиться стресс. Так называют состояния напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач. Стресс может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие. В частности, он может увеличить вероятность заболеваний сердечно – сосудистой и других систем. Каждому человеку необходимо научиться вести себя в условиях стресса, овладевать навыками самоконтроля, стремиться к соблюдению привычного режима дня в любых условиях, вырабатывать умения переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Проанализируйте свой образ жизни. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас (приложение № 13)
- Определите сумму баллов по таблице и оцените влияние своего образа жизни на состояние здоровья:
- если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;
- если сумма набранных баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющего ся уровня здоровья, но не способствует его укреплению;
- если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно за думаться о своем будущем, поскольку такой образ жизни на правлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.
Приложение
1. Особенности питания.
· Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья (балл = +2).
· Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их на рушить, например во время праздников и т. п. (балл = +1).
· Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1).
· Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом по влиять на здоровье (балл = -2).
2. Особенности двигательной активности.
• Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2).
• Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0).
• Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие, например просмотр телепередач (балл = -1).
3. Закаливание.
• Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду и др. (балл = +2).
• Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в зависимости от настроения (балл = +1).
• Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете, что это важно (балл = 0).
4. Особенности соблюдения режима дня, правил труда и отдыха.
• Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2)
• Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т. д. (балл = +1).
• Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = -1).
5. Особенности эмоционального состояния.
· Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл = +2).
· Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное со стояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в дли тельные депрессии и пессимистическое настроение (балл = 0).
· Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл = —2.)
6. Жизненная позиция.
· Если какое-то событие стало причиной сильного переживания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас со бытия, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас за висящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему (балл = +2).
· Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим по давленным состоянием (балл = —2).
· Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.
7.Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них - курение, употребление алкоголя и наркотиков - оценивается в —4 балла.