Возможность профориентационной работы на уроках географии
Тихонова Т.В.
Садово-Архитектурный профессиональный лицей № 113
Санкт-Петербурга
Выбор профессии – один из самых ответственных моментов в жизни человека. Однако не каждый начинает задумываться о дальнейшем выборе профессии и может самостоятельно принять решение в возрасте 14-15 лет.
В помощь молодежи приходит профессиональная деятельность, проводимая на всех уровнях процесса обучения в учебном заведении. Именно профориентация способствует свободному и самостоятельному выбору профессии, учитывая индивидуальные особенности личности.
Большинство учащихся, окончивших среднюю школу, поступают именно в профессиональные, средние специальные учебные заведения или непосредственно в сферу производства. Поэтому и акцент при проведении профессиональной ориентации учащихся должен быть на рабочие специальности, в которых страна и общество испытывают недостаток.
Успешное формирование профессиональных интересов возможно только совместными усилиями общеобразовательной школы, семьи и предприятий.
Каждый педагог должен быть включен в профориентационную деятельность учебного заведения и хорошо ориентироваться в системе профтехобразования.
Положительные результаты в профессиональной ориентации молодежи напрямую зависят от форм и методов, используемых педагогическим коллективом. Не менее важную роль в профессиональном самоопределении играют и социальные партнеры.
Более подробно хотелось бы остановиться на профессиональной деятельности преподавателей общеобразовательных дисциплин, ведь именно урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, где и формируется отношение личности к себе как субъекту будущей профессии в условиях конъектуры рынка труда.
Одной из разносторонних образовательных дисциплин является география, которая включает в себя сразу три основных направления: физическая, политическая и экономическая, каждая из которых состоит из более узких специализаций. На уроках географии мы часто выбираем темы докладов, выступлений, презентаций по тем направлениям, которые нам интересны с точки зрения будущих наших профессий.
В широком смысле основная цель преподавания географии заключается в
том, чтобы сформировать всесторонне образованную и инициативную личность, обладающую системой взглядов, нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
В соответствии с основной целью преподавание географии базируется на двух главных положениях:
- во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;
- во-вторых, - исходит из того, что география представляет собой не только определенную совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.
Стоит отметить, что география – это наука о Земном шаре, таком огромном и уязвимом, о его недрах, атмосфере, о природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности. Она преломляет и отражает через свои грани почти все сферы человеческой деятельности. Эта наука о прекрасной планете нашла отражение в развитии многих профессий человека, где он применяет географические знания и законы природы.
Известно немало профессий, связанных с географией и все они очень разнообразны. Приведу пример профессий нашего Садово-архитектурного лицея № 113 Санкт - Петербурга - «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», «Цветовод», «Садовод». Эти профессии напрямую связаны с изучением географии, так как «ландшафтная сфера – это совокупность ландшафтных комплексов, выстилающих сушу, океаны и ледниковые покровы». При непосредственном участии или под контролем живых организмов здесь происходит множество процессов, результатом которых становятся специфичные ландшафтные тела, которые не могут возникнуть и существовать в каких-либо иных условиях. Это растительный покров и животный мир, почвы, коры выветривания, осадочные горные породы, ландшафтные воды и приземный воздух.
Знания из области географии применяют не только специалисты профессий, тесно связанных с географией, но и в любой сферы деятельности человека. Что можно проследить в перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования (Приложение 1).
Дело жизни и престижа каждого педагога – привить учащимся любовь к своему предмету. Каждый педагог гордится учащимися, которые пошли по его стопам. Однако важно, чтобы этот выбор соответствовал индивидуальным способностям и возможностям учащегося и потребностям общества, которому в свою очередь необходимы квалифицированные работники. Отсюда особое внимание в профориентационной работе на начально-профессиональные и средние специальные учебные заведения. Что не исключает поступления талантливой молодежи в высшие учебные заведения.
Приложение 1
Перечень
профессий и специальностей среднего профессионального образования, связанных с основным содержанием географии
код |
Наименование профессий и специальностей среднего профессионального образования по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, направлений подготовки, профилей направления подготовки |
020000 |
Естественные науки |
100000 |
Сфера обслуживания |
021300 |
Картография и геоинформатика |
100119 |
Флористика |
060000 |
Здравоохранение |
080100 |
Экономика |
111100 |
Зоотехния |
100700 |
Торговое дело |
100800 |
Товароведение |
101100 |
Гостиничное дело |
110000 |
Сельское и рыбное хозяйство |
110401 |
Агрономия |
111200 |
Пчеловодство |
111600 |
Охотоведение и звероводство |
112200 |
Организация фермерского хозяйства |
100701 |
Коммерция (по отраслям) |
120000 |
Геодезия и землеустройство |
120105 |
Аэрофотогеодезия |
130400 |
Горное дело |
250109 |
Садово-парковое и ландшафтное строительство |
Список литературы:
1. Вершинин С.И., Сурудина Е.А. Как осуществить профессиональный выбор. Методические рекомендации. - М., 2001.
2. Ковалев В. В. Теоретические основы совершенствования географического образования в условиях межпредметной интеграции в школе, 2006.
3. Уткина Л.Н. «Профессии, связанные с географией» / География в школе
№ 8, 2003
4. http://минобрнауки. рф